Давайте выпьем
Ростовская мебель
 

Леонид Каганов

Содержание

Оназм как популярный жанр литературы

А тех, кто ставит в одном предложении did и was - мы будем называть дидвозниками. (учительница английского)

    Если взять все сюжеты самодеятельной литературы, то первое место в рейтинге популярности прочно займет один. Здесь было бы уместно сказать "вы уже сами догадались какой", но эта фраза лишь приведет читателя в недоумение. Но стоит лишь вкратце обрисовать этот сюжет, и с нами согласится любой, кто хоть немного знаком с содержанием самодеятельной (особенно сетевой) литературы, поскольку он не мог не встречать этот сюжет с удивительной регулярностью. Более того, при некоторой сноровке становится возможным выделить этот ключевой сюжет даже в тех высококачественных рассказах, где он хитро заштукатурен обилием литературных деталей.

    Итак, самый популярный сюжет. Имеется в виду в первую очередь популярность среди авторов, ведь читатели не склонны любить повторяющиеся сюжеты. Мы не будем приводить цитат чтобы случайно не обидеть какого-нибудь чувствительного автора упоминанием или, наоборот, забвением.

    Центральное место в самом популярном сюжете занимает ностальгирующий лирический герой (в дальнейшем Г), а все остальное место занимает Она. Слово "Она" большинство авторов предпочитает писать с большой буквы, остальные пишут с маленькой, хотя произносят по-прежнему с большой. В редких случаях автор сообщает нам Ее имя, но это уже исключение, возможно даже выходящее за рамки сюжета. Чаще фигурирует просто Она. Именно отсюда и происходит название жанра - оназм.

    Нам могут возразить - дескать, так можно сказать про любой рассказ о любви? Оназм имеет мало общего с рассказами о любви, и сейчас мы с вами в этом убедимся.

    Каковы типичные признаки оназма? Как мы уже говорили, имя героини почти не упоминается, поскольку оно значения не имеет. Значения не имеет и внешность героини - автор не считает нужным информировать нас о ее фигуре, походке, цвете глаз или волос, мелодичности голоса или выразительности жестов. В крайнем случае автор отделывается парочкой сомнительных комплиментов например "в ее глазах отражался вечер". Но как бы ни были скудны описания внешности, о внутреннем мире героини автор сообщает еще меньше. Взгляды, привычки, поступки - все остается за кадром. Строго говоря, один Ее решительный поступок нам все же становится известен, но о этом чуть позже.

    Таким образом, оназм учит, что для правильного создания образа героини необходимо одно лишь упоминание пола - Она. Это дает исчерпывающую характеристику персонажу, а все остальные параметры читатель должен автоматически достроить по максимуму. Конктерные же детали могут не совпасть с идеалом читателя, поэтому о них благоразумнее умолчать.

    Чем занимается Она в рассказе? Занятие у Нее одно - Она бросает Г. Именно об этом решительном поступке мы и говорили. Нередко бросание происходит в самом рассказе, но чаще это произошло в прошлом, а рассказ посвящен описанию уныния Г. Чем занимается сам Г? В отличие от Нее, у Г множество занятий - он размышляет, философствует, выделяет из себя красивые метафорические описания природы и окружающих явлений. Г передвигается в городском пространстве, курит или пьет, но главное - предается воспоминаниям, наполняя своими действиями и мыслями пространство рассказа. Вспоминает Г знакомство, эпизоды совместной жизни, сцену расставания и многое другое. У авторов, особо продвинутых в жанре оназма, Г не предается воспоминаниям, а отделывается лишь фразами-лозунгами и философскими метафорами. Порой внутренние монологи Г полностью освобождены от смысловой (в самых экстремальных случаях от пунктуационной и грамматической) нагрузки, и представляют как бы продолжение старого спора Г с самим собой. Читателю не всегда понятно о чем идет речь, ясно лишь что была Она, но теперь Она ушла. Типичной разновидностью оназма следует считать и вариант, когда никакого действия в настоящем времени не происходит, а описываются лишь былые события.

    Чем разрешается сюжет в оназме? Обычно ничем. Если Она вернулась к Г или встретилась новая Она - будьте внимательны! Этот рассказ написан не в жанре оназма, возможно это действительно просто история о любви. В классическом оназме дальнейшая судьба Г незавидна и имеет два варианта исхода - пессимистический и фатальный. Концепция первого полностью выражается одним четверостишием поэта Григория Фишкина из Питера:

Маячу я в окне,
Печаль тому причиной
Ты не пришла ко мне
В связи с другим мужчиной.

Суть второго варианта можно выразить так:

Дорогая любимая мама,
Я покончу собою в петле
И пускай Ей придет телеграмма,
Бездыханная весть обо мне.

    Таким образом, рассказ в жанре оназма не имеет оптимистической концовки. Для неисправимых оптимистов предусмотрен свой схожий жанр, он носит название "еезм". Суть его заключается в том, что одинокий доселе Г встречает Ее. В качестве Ее фигурирует все та же феминополая и невыразимая Она, но поступок ее полностью противоположен - она не бросает, а находит Г, и от этого факта эмоции Г также позитивные.

    Встреча Ее и Г происходит на улице, в гортранспорте или в ином месте. Г и Она тут же знакомятся и далее идут по жизни взявшись за руки, чем и кончается рассказ.

    Характерной особенность еезма является возникновение с первой минуты полного взаимопонимания Ее и Г с предрешенностью, исключающей саму возможность конфликтов. Будьте внимательны - если к концу рассказа Она и Г не срастаются в единое психологическое формирование с синхронными действиями и мыслями, значит этот рассказ выбивается из жанра еезма.
Таким образом, мы описали феноменологию оназма и его оптимистического аналога еезма. Попробуем теперь проанализировать причины популярности этого сюжета. Рассмотрим эти причины на базе двух авторских подходов к творчеству - сознательного и бессознательного.

    Бессознательный подход подразумевает отсутствие изначальной цели у автора. Действительно, большинство самодеятельных авторов исповедует спонтанный принцип - они склонны отождествлять понятия творчества и вдохновения. Такой автор садится писать, не имея представления о том, что он собирается сказать читателю и уповает на то, что нужные образы придут сами собой. Как правило, процесс написания рассказа занимает у него мало времени (максимум - вечер), а отличительным признаком является отсутствие сюжетной, стилистической, эмоциональной - хоть какой-нибудь концовки.

    Рассмотрим механизм типичного творческого процесса, пущенного на самотек. Фиксационная точка сознания автора освобождена от идеи, в ней ожидается появление идеи извне. Поскольку автор обычно садится творить в спокойной обстановке, никаких ярких стимулов извне не поступает, и в фокус сознания начинают просачиваться идеи внутреннего мира. Нетрудно догадаться, что самой актуальной внутренней идеей оказывается либо саморефлексия (рассказ о том как я пишу рассказ), либо наиболее яркие сцены, всплывающие в памяти. Ими станут актуальные для автора события личной жизни. А если жизнь его сейчас спокойна и не наполнена сверхидеями, то фокус сознания заполнят наиболее эмоционально окрашенные воспоминания или мечтания.

    С этой точки зрения происхождение оназма легко объяснимо - переживания неразделенной любви случались у подавляющего большинства людей, и среди всех эмоциональных переживаний они, как правило, наиболее сильные. Поэтому вероятность того, что из глубин памяти всплывут именно они, наиболее высока, чем и объясняется популярность оназма.

    Так же легко перед нами раскрывается происхождение еезма - ведь это ни что иное, как литературное воплощение универсальных для всех времен и народов ярких юношеских мечтаний об идеальной любви с первого взгляда.

    Теперь посмотрим на оназм и еезм с позиций сознательного подхода. Авторы, исповедующие сознательный подход, обычно более опытны в различной литературной работе, поэтому склонны связывать творчество именно с работой, а не вдохновением. Такой автор заранее продумывает идею рассказа вплоть до концовки. Процесс написания даже короткого рассказа занимает длительное время, большую часть которого автор проводит не за письменным столом, а в ежедневных размышлениях о будущем рассказе. Некоторые при этом любят делать краткие пометки в блокноте. Сам рассказ чаще пишется не в один, а в несколько приемов, после чего идет длительная фаза доработки и корректировки, обычно отсутствующая у представителей бессознательного подхода.

    В фокусе сознания во время работы находится придуманная ранее идея и творческая программа, посредством которой ведется творческий поиск. Поэтому оназм и еезм может здесь присутствовать лишь в качестве избранной идеи. Но выбор идеи чаще происходит не во время работы за столом, а в нерабочей обстановке - неожиданным озарением во время получения ярких жизненных впечатлений. Поэтому оназм и еезм, имеющие, как показано выше, глубинную психологическую природу, редко избираются в качестве темы такими литераторами. Этим объясняется черезвычайная редкость оназма и еезма в произведениях мастеров литературы.

    Лишь в одном случае опытный литератор может взять за основу тему оназма-еезма - если он делает ставку на эмоциональный резонанс в душе читателя, бывавшего в положении Г, либо перманентно в нем находящегося. Но даже в этом случае автор обычно выходит за рамки классического оназма-еезма. И если внешне сюжет классика вдруг напоминает его (например сугубо еестическая сцена встречи Мастера и Маргариты в романе М.Булгакова), то это лишь обманчивое внешнее сходство - при дальнейшем развитии сюжета становится ясно что ни оназм ни еезм не являются основной сутью произведения.

© Леонид Каганов



Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru